Интервью Декана факультета газете «Гродненская правда» — Факультет экономики и управления

Интервью Декана факультета газете «Гродненская правда»

Интервью Декана факультета газете «Гродненская правда»

Специально для «ГП» кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и управления, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, эксперт VI Всебелорусского народного собрания Марина Карпицкая объяснила, как развивается экономика страны и региона, в чем заключается эффективность политики белорусского руководства в условиях санкций и каковы перспективы экономического роста Гродненской области. 

 

О санкциях и дефляции

– Марина Евгеньевна, уже три года Беларусь развивается в условиях санкционного давления Запада. За это время ключевые показатели во всех сферах жизни, в том числе в экономике, не просто не ухудшились, но стали даже лучше. И это притом, что многие «эксперты» предрекали крах белорусской экономики. На ваш взгляд, за счет чего удалось выстоять и сохранить экономическую стабильность? 

– Начиная с октября 2020 года, ЕС принял 8 санкционных пакетов против Беларуси. Как и ранее, подчеркивалось, цель санкций – оказать давление на политическое руководство страны. Коллективный Запад всяческими способами пытается проводить деструктивные действия, направленные на подрыв экономической стабильности, на торможение процессов формирования многополярного мира, интеграционных процессов и возврат в прошлое – в эпоху однополярного мира. Наши недруги и дальше будут прилагать максимум усилий для того, чтобы рассорить наши страны. С началом специальной военной операции динамика санкций против России и Беларуси приобрела новые масштабы. Но почти в каждом случае наши  страны отвечали собственными симметричными ограничительными мерами в адрес Евросоюза. Санкции не выгодны никому – это масштабная экономическая война. Ограничительные меры особенно контрпродуктивны в условиях уже сложившейся глобальной экономической интеграции.

Санкционное давление дает нам дополнительный стимул для того, чтобы придать больший импульс нашей экономической интеграции в рамках Союзного государства, максимально увеличить локализацию производства отечественной продукции за счет кооперации с Россией и другими странами.

За это время, действительно, ключевые показатели во многих сферах жизнедеятельности, в том числе в национальной экономике, не только не ухудшились, а стали даже лучше.

Решения по антисанкционным мерам правительством принимаются очень продуманно и прагматично, чтобы не нанести непоправимый ущерб самим себе, как это делают некоторые наши контрагенты стран коллективного Запада. На государственном уровне были отработаны механизмы компенсации и защиты национальных производителей. Многие вопросы решаются на уровне Союзного государства, сообща, отвечая коллективному Западу на новые вызовы и угрозы. Запад нервничает, потому что наш союз привлекает внимание других стран. В Союзном государстве учитываются национальные интересы, наши лидеры умеют совместить работу экономик.

– В сентябре в Беларуси была зарегистрирована дефляция. Это также можно назвать последствием эффективного управления белорусской экономикой в условиях санкций? 

– Сегодня все шаги и решения на государственном уровне в экономической, военной плоскостях делаются исключительно в национальных интересах. Главная цель – обеспечить устойчивое и безопасное развитие страны, выступить серьезной консолидирующей силой по всем вопросам внутренней политики и внешнего сотрудничества. Мы самодостаточны по всем стратегическим направлениям развития, у нас для этого есть все – ресурсы, потенциал, компетенции, политическая воля и понимание национальных ценностей.

Да, в последние месяцы наблюдается постепенное замедление инфляции, а в некоторые из них была зафиксирована дефляция. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в сентябре инфляция составила меньше 1 процента. Годовая инфляция в Беларуси по итогам сентября замедлилась с 2,3 (в августе) до 2 процентов, а в месячном выражении потребительские цены в республике подросли на 0,7 процента.

Как сообщает МАРТ, наибольший вклад в замедление инфляционных процессов в годовом выражении обеспечило снижение цен на непродовольственные товары. Без влияния данного фактора годовое значение инфляции составило бы 3,1 процента. Основным драйвером снижения годового роста цен стало замедление роста цен на продовольственные товары, более того, по непродовольственным товарам четвертый месяц подряд фиксируется дефляция (минус 2,3 процента в сентябре). Главным фактором, который способствует сохранению низких темпов роста цен, остается сохранение ценового регулирования и оптимальной логистики торговых сетей. Именно это позволяет ограничивать рост цен на протяжении всей цепочки доведения произведенной продукции до конечного потребителя.

 

О главном – в цифрах

– Политика регулирования цен будет продолжена?

– Да. Это важно для обеспечения социальных гарантий для населения и сохранения на установленном прогнозном уровне показателей инфляции.

– Давайте остановимся на ключевых экономических макропоказателях.

– В первую очередь стоит отметить рост основных макроэкономических показателей, характеризующих функционирование национальной экономики. Так, ВВП Беларуси за январь – сентябрь 2023 года вырос на 3,5 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В целом на 2023 год ВВП запланирован в размере 3,8 процента к уровню прошлого года.

По данным Нацбанка, международные резервные активы Республики Беларусь по состоянию на 1 октября составили 7925 миллионов долларов.  Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за август – 1962,4 рубля, в бюджетном секторе – около 1500 рублей. Отмечается оптимальное соотношение доли потребления и накопления в национальном доходе, а это показатель темпов роста народного благосостояния, то есть экономического развития. Рост экономики будет обеспечиваться за счет реализации трех программ: производственной, экспортной и инвестиционной.

Что касается инвестиций в основной капитал, то ожидается, что они прибавят около 3,9 процента, или 47 миллиардов рублей. Планируется реализация 163 региональных, 77 импортозамещающих и 16 интеграционных проектов. Они должны быть завершены в третьем квартале 2025 года.

Вот еще одно подтверждение социальной ориентированности нашего государства: планируется увеличение объема финансирования социальной сферы на 12 процентов к оценке текущего года. Почти на 1,5 миллиарда рублей вырастут расходы на образование и на 1,2 миллиарда рублей – на здравоохранение. Расходы на оплату труда в бюджетной сфере вырастут на 12,6 процента, на выплату социальных пособий – на 14 процентов, пенсий – на 16 процентов. Будет оказана необходимая поддержка в субсидировании строительства жилья для молодых, многодетных семей и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также увеличатся расходы на развитие инженерно-транспортной и другой инфраструктуры к районам застройки. На эти цели в бюджете предусмотрено 1,7 миллиарда рублей. А это – 106 процентов роста к оценке текущего года.

При этом оценка дефицита бюджета на республиканском уровне планируется около 1,9 процента ВВП. Источники финансирования – остатки плюс те заимствования, которые мы делаем в результате реализации белорусско-российской повестки по интеграционным проектам.

Отмечу также, что влияния негативных макрофакторов получилось избежать за счет имеющегося запаса прочности. Задачи банковской системы в условиях санкционного давления – обеспечение расчетов субъектов хозяйствования по внешнеторговым операциям, развитие сотрудничества с банками в Азии – регионе, который сейчас активно развивается и занимает все более значимое место в мире. Важно обеспечить поддержку работы реального сектора экономики, доступность кредитных ресурсов, участие банковской системы в реализации интеграционных проектов с Российской Федерацией и странами СНГ.

Когда мир накрывает очередная волна высокой инфляции и дорожания денег (11 октября стало известно, что Международный валютный фонд повысил прогноз мировой инфляции на 2024 год до 5,8 процента и призвал банки сохранять жесткую монетарную политику), в Беларуси удается обеспечить снижение цен и предоставлять недорогие кредиты.

– В чем, на ваш взгляд, главные критерии положительной социально-экономической динамики?

– Прежде всего, секрет в том, что наше государство выполняет основные постулаты стабильного развития страны: обеспечение баланса денег и товаров за счет роста производства, наполнения внутреннего рынка отечественной продукцией, активного импортозамещения. Это позволило обеспечить доступность кредитных продуктов банков и стимулировать рост потребления.

Однако экономика продолжает испытывать наряду с влиянием экономических факторов влияние политических, демографических и социальных факторов. Поэтому ключевыми направлениями формирования конкурентоспособной экономики страны должны стать реализация научно-технического и инновационного потенциала производства, стимулирование развития наукоемких и обслуживающих отраслей, развитие и эффективное использование человеческого потенциала.

 

Экономические перспективы Гродненщины

– Какие векторы экспортной деятельности сегодня развиваются наиболее динамично? Как расширилось сотрудничество Гродненской области за последние годы с  Российской Федерацией? 

– Потери экспорта в страны Запада компенсируются за счет наращивания присутствия на рынках России, КНР, стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки. Наша продукция находит своего покупателя в разных странах, повышается спрос в Евразийском экономическом союзе и Китае. Среди новых рынков – Узбекистан, ОАЭ, Сингапур, Афганистан и другие. Предусматривается увеличение объема поставок в Россию на 6,5 процентов, КНР – на 15 процентов, страны Африки – на 10 процентов.

Как известно, в последние годы Беларусь переориентировала экспорт на страны СНГ. В частности, нашим ключевым партнером остается Российская Федерация. В течение девяти месяцев Беларусь посетили  представители более 25 российских регионов. Активно налаживает экономическое сотрудничество с регионами России и Гродненщина. Гродненская область обладает серьезным экспортным потенциалом и активно развивает торгово-экономическое сотрудничество со многими странами. Но основным торговым партнером остается Российская Федерация с удельным весом около 60 процентов во внешней торговле области. В прошлом году товарооборот с Российской Федерацией составил 2,8 миллиарда долларов, а в текущем – уже около 700 миллионов долларов. Область экспортирует молочную и мясную продукцию, азотные удобрения, полиамиды, масло рапсовое, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты, мебель, чулочно-носочные изделия, нити комплексные синтетические.

В нашем регионе заключены соглашения с администрациями 28 регионов Российской Федерации, подписано около 50 официальных договоренностей между районными исполнительными комитетами Гродненской области и районными и муниципальными административными единицами Российской Федерации.

– Говоря конкретно об экономическом положении Гродненщины, на чем стоило бы сделать акцент? Какие наблюдаются тенденции?

– Устойчивое региональное развитие – одно из приоритетных направлений деятельности руководства страны. Как сказал Президент, «фундамент успешного развития государства – сильная экономика, поэтому прежде всего необходимо развивать экономику регионов, создавать там рабочие места с достойным уровнем зарплаты».

Как показывает анализ развития Гродненской области за 9 месяцев, почти на 20 процентов увеличилось поступление доходов в бюджет, выросло положительное сальдо торговли товарами на внешних рынках, что обеспечивает дополнительный приток валюты и позволит нам в полной мере выполнить все социальные обязательства. Объем валового регионального продукта в 2023 году прогнозируется на уровне 104,8 процента к уровню 2022 года. Основной прирост ВРП ожидается получить за счет производственной сферы, в частности, промышленности, сельского хозяйства, строительства, а также сферы услуг, оптовой и розничной торговли, транспортной деятельности. Планируется завершить год с профицитом бюджета, что обеспечит надежную подушку безопасности региона.

В 2024 году планируется существенное увеличение доходов на социальную сферу, повышение заработной платы в бюджетной сфере, строительство новых социальных объектов, достаточно серьезное вложение в инфраструктурные проекты, поддержка реального сектора экономики, продолжится реализация инвестпроектов по строительству деревообрабатывающего производства в Свислочском районе, строительству комплекса по производству хлопковой пряжи и изделий из нее в Сморгони, созданию производства инновационной многокомпонентной и однокомпонентной пряжи в Слониме, будут отремонтированы и построены новые молочно-товарные комплексы, уделено пристальное внимание качеству кормов, уходу за животными.

Сфера строительства будет во многом отражать социальную ориентированность государства. Среди инфраструктурных проектов – реконструкция автомобильной дороги М11/П2 (подъезд к Лиде от автомобильной дороги М11/Е85), строительство поликлиники в микрорайоне Южный-3 в Гродно, реконструкция существующей больницы под комплекс зданий районной поликлиники в Островце и другие. Продолжится развитие жилищного строительства.

Темпы экономического роста в гродненском регионе сохраняются, наращивается производство продукции с добавленной стоимостью. Перерабатывающие предприятия обеспечивают переработку животноводческого сырья в полном объеме, имеются резервы незадействованных производственных мощностей, поэтому при необходимости выпуск продукции будет увеличен.

В заключение можно сделать вывод, что социально-экономическая политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать эффективную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах жизни общества. Поэтому выбор приоритетов социальной направленности экономической политики в стране способствует созданию позитивных условий для экономического роста и благосостояния нации.